Мониторинг - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза
Существующие системы мониторинга можно условно группировать по нескольким основаниям.
Первая группа - предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.
Вторая группа - мониторинг развития знаний учащихся, разработанный СИТО - голландским Национальным институтом по оценке достижений в области образования. Данная система построена с использованием модели "цель-результат" и учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений; ими пользуются педагоги и администраторы.
Третья группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход-выход" (см.: Вилмс, "Мониторинг эффективности работы начальных школ"). В качестве входа рассматриваются характеристики ученика, например, такие, как социально-экономический статус семьи и способности. Для получения интегрального результата разработчики вводят понятие эффект влияния школы, имея в виду различия между средним уровнем деятельности образовательного учреждения и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся в данном учебном заведении.
Четвёртая группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания и т.д.
Виды мониторинга
Виды мониторинга социальных систем определяют по их целям.
Информационный - предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый - выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.
Проблемный - позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач:
· проблемный функционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временными рамками;
· проблемный развития завершается после решения задачи, хотя количество параллельно существующих проблем может быть достаточно большим; его основная особенность - динамичность, когда вопросы качества, инструментария и всей его системы должны решаться в узких временных рамках.Управленческий - имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.
в разработке
****************************************************************************************************